Лола Уткировна Звонарёва — российский литературный критик, историк, искусствовед, член творческих союзов, участник международных конгрессов, главный редактор альманаха «Литературные знакомства».
     После знакомства с Лолой Уткировной на лекциях по межкультурной коммуникации в Институте мировых цивилизаций, меня перестала одолевать по субботам лень, потому что именно в эти дни я занимаюсь у одного из самых интересных педагогов.
    Проверяя наши творческие задания, например, составить рассказ о стране, в которой мы бы хотели побывать, отыскать пример «культурного шока» в художественной литературе, - Лола Уткировна рассказывает захватывающие истории из собственного опыта.
     Увы, за полтора часа мало что можно успеть. Ведь каждому надо дать высказаться, а ещё записать новый материал. Поэтому я выбрал время и попросил Лолу Уткировну дать шанс услышать больше…  
      - Насколько мне известно, Вы родились в семье институтских преподавателей. Вы пошли по стопам родителей и тоже стали педагогом…
      - Когда я ещё училась в школе, моя матушка, литературовед Динэра Михайловна Садыкова-Выгорбина стала работать над докторской диссертацией по лирической драме, писала о творчестве знаменитых драматургов Александра Вампилова, Виктора Розова, Алексея Арбузова, Александра Володина. Она мне и младшему брату постоянно читала главы из своей диссертации, статьи, посвящённые этим драматургам. Всё в нашем доме было проникнуто творчеством и любовью к книгам, театру. Когда матушка уезжала, меня опекали её друзья – искусствовед Елена Ефимовна и литературовед Евгений Борисович Тагеры, они дружили с Ахматовой, Цветаевой, Пастернаком, автографы и рукописи этих прекрасных поэтов хранились в их доме. На стенах висели портреты красавицы Елены Ефимовны, работы знаменитых художников Р. Фалька, А. Фонвизина. И мне с раннего детства казалось: нет ничего более интересного, чем заниматься литературой и искусством, а потом преподавать их новому поколению. Дома у нас постоянно бывали студенты, учившиеся у матушки и у батюшки. И я понимала: только так, из рук в руки и передается литературная традиция, любовь к литературе и книге… В восемь лет мама захватила меня в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому, и мне стало ясно: это не только знаменитый детский поэт, но и блестящий знаток современной литературы – они говорили о творчестве тогда полузапрещённого Александра Солженицына, о современном театре, а я бегала вокруг и слушала…
      - Одна из ваших ранних публикаций - большое эссе о Симеоне Полоцком в газете «Литературная Россия». Ведь это именно та газета, на страницах которой появились имена Александра Карасёва, Михаила Земскова, Алисы Ганиевой и многих других. С чего началось ваше становление как литературоведа и журналиста.
      - Я дебютировала в эфире всесоюзного радио в 12 лет со стихами памяти Чуковского: прочитала их на летнем празднике – костре, посвящённом памяти замечательного писателя, по просьбе Владимира Глоцера и дочери Корнея Ивановича, Лидии Корнеевны Чуковской, которая потом прислала мне очень хорошее письмо.
      А затем уже гораздо позже, когда я училась на третьем курсе филологического факультета МГУ, я поехала в Минск, чтобы лучше понять творчество основоположника восточнославянской поэзии белорусского монаха Симеона Полоцкого. И друзья привели меня в журнал «Маладосць» (белорусский вариант «Юности»), где в декабре 1979 года и вышла моя первая статья под названием «Вечные строки» (на белорусском языке).
     В Минске со мной познакомился сотрудник «Литературной газеты» и предложил опубликовать свой материал в их издании. Когда он привёл меня в отдел критики к редактору Владимиру Радзишевскому, тот, узнав, что я студентка третьего курса, а не аспирантка, испугался и отвёл меня на соседний этаж, где тогда располагалась редакция газеты «Литературная Россия». А там меня тепло приняли пожилой драматург Павел Павловский и молодой поэт Геннадий Калашников. С тех пор, с декабря 1979 года я начала печататься в этой интереснейшей газете, которую читаю до сих пор.
      - Расскажите о том периоде Вашей жизни, когда Вы уже вступили в Союз писателей СССР и выпустили две книги — про молодых художников-иллюстраторов на английском языке и сборник статей «Твои создатели, книга!», выдвинутый на премию Ленинского комсомола.
      - Тогда мы с друзьями создали объединение молодых детских писателей «Чёрная курица». Мы хотели напомнить старшим коллегам: самое главное в литературе для детей – чудо, тайна, а когда на юные головы обрушивается огромное количество конъюнктурной идеологизированной литературы, она превращается из волшебного принца (вспомните сказку Антония Погорельского «Чёрная курица») в скучнейшего бройлера, из которого все хотят сварить суп, чтобы накормить семью. В 1990 году целый номер журнала «Пионер», выходившего тиражом два с половиной миллиона экземпляров, был посвящён членам нашего литературного общества. Сегодня это известные детские писатели Юрий Нечипоренко, автор прекрасных книг о Гоголе и Ломоносове, Марина Москвина, автор замечательных повестей о путешествии по Индии, Японии, Тайланду, Александр Дорофеев, автор увлекательных романов и сказок о Мексике, Лев Яковлев, автор остроумной «Цирковой азбуки» в стихах и многочисленных сценариев, отмеченных Государственной премией РФ…      
        Мы выпустили альманах «Ку-ка-реку», ездили по детским домам Московской и Владимирской областей, создали одноимённый издательский центр, опубликовали много хороших, умных и добрых книг писателей нашего поколения и наших старших коллег.
        - Вы написали огромное количество статей и книг по вопросам истории культуры, изобразительного искусства, литературы и социальной педагогики, переведённые на разные языки и отмеченные всероссийскими и зарубежными премиями. Как вы считаете, чему именно вы обязаны своим успехам?
      - Моя жизненная стратегия всегда была простой – наступать по всем фронтам. Если меня пытались вытеснить из критики, я уходила в искусствоведение, если не брали на работу в академический институт, где можно было бы заниматься литературоведением, я отступала в академию образования. У меня всегда было несколько линий саморазвития – и каждая из них была мне интересна по-своему. Главное для меня было – ни с кем не воевать, а делать что-то позитивное.
      - Организуя различные международные и всероссийские конференции и образовательные чтения, Вы, наверняка, накопили удивительные впечатления. Расскажите о самом памятном.
       - Несколько лет назад, на Аляске, мы с друзьями проводили Дни русской литературы. Меня потрясла природа этого чудесного места. Я увидела танцующих китов, проснувшихся медведей, гигантский ледник… Моя дочь, Мария Бахтинова, придумала очень интересную программу для школьников, приучающую их любить и понимать животных.
       - Лола Уткировна, Вы - один из самых приглашаемых профессоров в мире, читали лекции по различным проблемам литературы и истории в России, Польше, США, Болгарии, Австрии и Турции и других странах. Интересно, как Вы распределяете своё время, удаётся ли совмещать отдых с наукой?
       - Мне кажется, я просто не умею отдыхать. Вместо этого пытаюсь изменить характер деятельности: пишу о литературе, потом читаю или готовлюсь к лекциям, начинаю собирать материал для будущей книги, редактирую свой альманах или тексты юных авторов, составляю сборник произведений по результатам наших международных чтений. Когда я впервые в жизни попала в санаторий этим летом, то поняла: санаторный режим не позволяет заниматься литературой – сплошные процедуры и лечебная физкультура. Я стала вставать в 4 часа утра, чтобы хотя бы три часа, до 7-часовой утренней зарядки, посвятить литературному творчеству и редактированию. Так и прошли 24 дня в санатории «Форос»: впервые я каждый день поднималась в 4 утра, а в 22 ложилась спать…
       - Я уверен, что ваши труды были отмечены наградами на различных уровнях. Скажите, какое ваше наивысшее карьерное достижение до настоящего момента?
       - Я очень не люблю карьеристов. В этом году моя любимая ученица, мечтавшая до встречи со мной стать математиком, поступила в Литературный институт, написав эссе на две странички «Обоснование существования Бога». Конкурс был 750 человек на 75 мест. Я счастлива, что удалось ей помочь и верю, что мы ещё услышим её имя – ей 18 лет, её зовут Катя Лошакова. Я верю: творческий человек продолжается в учениках и остаётся в книгах. Я всегда радуюсь, когда узнаю, что кто-то прочёл и тепло отозвался о моей книге или статье. Приятно, что в этом году мне вручили престижную премию Уральского федерального округа – я много писала об уральских писателях и не раз руководила семинаром молодых писателей в разных городах Урала. Радовалась, получив от польских коллег почётную медаль «Мицкевич-Пушкин» этим летом. Но самое главное – успехи учеников… Я думаю, самое важное – любить свое дело и людей вокруг, и тогда успех найдёт тебя, а карьера как самоцель обезличивает и разрушает самую сильную личность.
       - Как я понял, Вами движет интерес к актуальным проблемам культуры. Можно узнать о Ваших планах?
       - Я хотела бы написать ещё несколько книг по истории искусства. Сейчас мы с моей близкой подругой и постоянным соавтором арт-критиком, Лидией Степановной Кудрявцевой, работаем над книгой о великом русском художнике, которого хорошо знают в США и Франции, но плохо – в России, Александре Алексееве. Я хотела бы закончить эту книгу и организовать выставки Алексеева и презентацию этой книги в городах, связанных с его жизнью, - в Казани, Оренбурге, Уфе, Петербурге, Париже, Анси,  Лондоне и в нескольких городах США. Я хотела бы закончить две монографии, над которыми работаю много лет: «Зооморфный код в литературе и искусстве – от Симеона Полоцкого до Юрия Кузнецова и Анатолия Зверева» и «Прения живота и смерти в русской литературе – от Симеона Полоцкого до молодой поэзии начала ХХI века».
         Я пишу про то, к чему лежит душа, и делаю то, что мне интересно. Я очень люблю детей и молодежь. Мне приятно видеть, как много талантов в них мерцает, и переживаю об их судьбах, стараюсь помочь им проявиться и реализовать себя.
       - Если бы у вас появилась возможность снова учиться в школе, изменили бы вы своё решение заняться научной деятельностью или вообще ничего не меняли бы?
­       - Нет, я бы никогда не изменила ничего в своей жизни. Я люблю научную и педагогическую деятельность и не представляю себя вне этих занятий.
       Спасибо большое, что Вы уделили мне время и рассказали о вашей жизни.  Вы пример того человека, который умеет жить интересно. Хочу пожелать вам ещё больше ярких эмоций и насыщенной научно-творческой деятельности.